Качества (лакшанам) для прогресса в грихастха-ашраме.

Качества (лакшанам) для прогресса в грихастха-ашраме.

Аватар пользователя admin
04 Фев 2017, сб -- admin

 

 

Ш.Б. 7.14.2

шри-нарада увача
грихешв авастхито раджан / крийах курван йатхочитах
васудеварпанам сакшад / упасита маха-мунин

Нарада Муни ответил: Дорогой царь, тот, кто живет дома со своей женой, должен зарабатывать себе на жизнь и, оставив попытки наслаждаться плодами своего труда, жертвовать их Кришне, Васудеве. Чтобы ясно понять, как уже в этой жизни удовлетворить Васудеву, семейным людям надлежит общаться с великими преданными Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Жизнь грихастх должна быть посвящена служению Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» (6.1) сказано:

анашритах карма-пхалам
карйам карма кароти йах
са саннйаси ча йоги ча
на нирагнир на чакрийах

«Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину отрекся от мира. Именно он — настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не выполняет своих обязанностей». Каждый, будь он брахмачари, грихастхой, ванапрастхой или санньяси, должен действовать исключительно ради удовлетворения Верховной Личности Бога, или Васудевы, — Кришны, сына Васудевы. Любому человеку следует видеть в этом главный смысл своей жизни. Нарада Муни уже рассказал о правилах для брахмачари, ванапрастх и санньяси, а теперь он объясняет, как должны жить грихастхи . Главное правило — делать все ради удовольствия Верховной Личности Бога.

В этом же стихе раскрыт и секрет того, как можно удовлетворить Верховного Господа: сакшад упасита маха-мунин . Слово маха- мунин относится к великим святым, к преданным. Обычно святых называют муни — мыслителями, стремящимися постичь духовные истины, а маха-мунин — это те, кто не только глубоко понял, в чем смысл жизни, но и реально доставляет удовольствие Верховной Личности Бога. Таких людей называют преданными. Не общаясь с преданными, человек никогда не научится васудева-арпане, то есть искусству посвящать свою жизнь Васудеве — Кришне, Верховной Личности Бога.

Раньше индийцы неукоснительно следовали принципам духовной жизни. Еще пятьдесят лет назад можно было видеть, как жители бенгальских деревень и окраин Калькутты каждый день — сразу после работы или по крайней мере вечером, перед сном, — слушали «Шримад-Бхагаватам». Все слушали «Бхагаватам». Подобные чтения проводились в каждой деревне, и потому у людей была возможность слушать это великое писание, в котором подробно описана цель жизни — освобождение, или спасение. О важности слушания «Бхагаватам» говорится в следующих стихах.

 

***********************

 

Мы говорили о квалификации.

С чего нам нужно начинать? Быть человеком – означает проявлять 30 качеств. (качеств характера) – лакшанам – качества, характеристики.

йасйа йал лакшанам проктам (Ш.Б. 7.11.35)

 

В Бг Кришна говорит что о человеке можно судить по его качествам. Например, преданный – это тот, кто одевается как бхакта, или ведет себя как бхакта.

 

Для чего мы развиваем эти материальные качества (21)? Часто преданные развивают ошибочное представление – так как мы духовные живсущ то не нужно обращать внимание на материальные потребности и качества. Мы сосредотачиваемся только на духовных качествах, деятельности.

Обусловленная душа – преданный на уровне практики (маткачества остаются) цель еще не достигнута. Нас обуславливают 3 гуны матприроды. В 3 Песне ШБ Капила Дева подробно обсуждает преданное служение в трех гуннах матприроды. Преданное служение в невежестве и страсти – продолжаем рождаться в матмире. Что бы вернуться к Богу нужно очиститься от мат обусловленности и практиковать преданное служение в благости. Судить о наличии гунны благости мы можем по лакшанам – качествам, симптомам.

Если не вести себя в благости то невозможно возвыситься до духовного уровня

1. преданное служение в благости защищает от тамаса и раджаса.

2. преданное служение в благости возвышает до трансцендентой гунны.

21 качество – качества в благости. Разные преданные будут проявлять их в разной степени.

Эти качества нужно 1 - приобрести и 2 – развивать. Например – чистота. ШП научил нас омываться 2-3 раза в день. После сна мы принимаем омовение прохладной водой. Развивается аскетизм, здоровье улучшается, мы пробуждаемся, начинаем думать о Кришне (особенно зимой).

Если мы хотим быть стабильны и развиваться духовно, нам нужно обрести качества в благости.

Стабильные, крепкие, полноценные семьи образуются гунне благости.

История Андал (Альвары) как Господь Ранганатха взял ее в жены. На своей свадьбе она обратилась к людям и просила их следовать строго принципам благочестия.

Грихастха-ашрам строится вокруг преданного служения Кришне.

ШП вспоминал, как каждый день он видел как его отец поклоняется домашним Божествам. Целый день работал и служил Божествам.

Бхакти – любовь к Кришне могущественней любых материальных обстоятельств.

Прим. Куреша жница на девушке которая по гороскопу должна стать причиной смерти мужа.

Любовь сильнее смерти. История о Савитри и Сатьяване.
Савитри обладала исключительными качествами. Ее отец не мог найти ей достойного мужа. Если женщина наделена более возвышенными качествами чем мужчина, то мужчина всегда будет чувствовать свою ущербность рядом с ней. Что бы защищать женщину мужчина должен чувствовать себя сильным. Идеальная жена Гандхари – ради исполнения долга и сохранения семьи приняла более низкое положение чем Дхритараштра (завязала глаза и стала служить).
Женщина всегда под защитой (отца, мужа, сына). Отец воспитавший достойную дочь и выдавший ее за муж за образованного юношу целомудренной достигает райских планет.
Савитри в сопровождении армии отправляется в путешествие в поисках достойного мужа.
В лесу Тапаван Савитри нашла молодого аскета. Заговорила с ним и по рече увидела его возвышенные качества (вакша-шакти).
Савитри предается юноше. Юноша проверяет ее. Аскет ведет ее к своему отцу, что бы тот рассказал ей важную вещь. Недалеко жили пожилые родители юноши – слепой отец и мать. Юношу звали Сатьяван. История семьи Сатьявана. Сатьяван должен умереть ровно через год после свадьбы. Ни кто не может отговорить Савитри стать женой Сатьявана.
Пышная свадьба Савитри и Сатьявана. Савитри так служит Сатьявану, что он забывает о своей смерти. Савитри везде рядом с Сатьяваном.
Через год в лесу Ямарадж забирает Сатьявана. Савитри просит ее тоже забрать, что бы не разлучаться с мужем. Ямарадж отказывает ей и уходит. Савитри идет за Ямараджем (сидхи из за сильной любви). Ямарадж доволен преданностью Савитри и предлагает ей благословение – только не проси что бы я вернул жизнь мужу. Возвращение зрения отцу Сатьявана.
Ямарадж идет дальше, Савитри не успокаивается и идет за ним. Ямарадж удивлен еще больше. Куда муж туда и я.  Потенция любви имеет духовную природу. Эта потенция может разрушить любые материальные припятствия.
Ямарадж восхищен праведностью Савитри и дает ей еще одно благословение – вернуть царство его отцу. Разворачивается и идет дальше. Савитри не отстает и почти уже при смерти сама. Ямарадж оборачивается и предупреждает ее что если она сделает еще один шаг то она сама умрет. Савитри не останавливается. Ямарадж хочет ее остановить и обещает выполнить последний раз ее желание и не успевает сказать только не проси мужа. Савитри просит вернуть мужа. Ямарадж – забирай своего мужа.