Привязанности домохозяев

Привязанности домохозяев

Аватар пользователя Manibandha
29 Июн 2017, чт -- Manibandha
Очищение семейных уз на GovindasClub

 

Лекция по Шримад Бхагаватам 1.8.42 прочитаная Е.С. Шрилой Ниранджана Свами в Харькове 27 июня 2017

 

 

Очищение семейных уз.
Какие привязанности приносят высшее благо.

 

Шримад-Бхагаватам  1.8.42

Молитвы царицы Кунти и спасение Парикшита

 

ТЕКСТ 42

 

твайи ме 'нанйа-вишайа
матир мадху-пате 'сакрит
ратим удвахатад аддха
гангеваугхам уданвати

 

твайи - к Тебе; ме - мое; ананйа-вишайа - безраздельное; матих - внимание; мадху-пате - о Повелитель Мадху; асакрит - непрерывно; ратим - влечение; удвахатат - пусть направляется; аддха - прямо; ганга - Ганга; ива - как; огхам - течет; уданвати - к морю.

 

О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого.

 

КОММЕНТАРИЙ: Совершенство чистого преданного служения достигается тогда, когда преданный обращает все свое внимание на трансцендентное любовное служение Господу. Разрубить узел всех других привязанностей не означает полностью отказаться от таких тонких чувств, как любовь к кому-то. Это невозможно. Живое существо, кем бы оно ни было, должно любить кого-то - это признак жизни. Желание, гнев, стремления, влечение и прочее - признаки жизни, и их нельзя уничтожить. Необходимо только изменить объект их приложениия. От желаний невозможно избавиться, но в преданном служении желание удовлетворять свои чувства меняется на желание служить Господу. Так называемая привязанность к семье, обществу, стране и т.д. состоит из разных аспектов удовлетворения чувств. Если такое желание направить на удовлетворение Господа, это называется преданным служением.

 

В «Бхагавад-гите» мы видим, что Арджуна, потворствуя своим желаниям, не хотел сражаться со своими братьями и родственниками. Но услышав «Шримад Бхагавад-гиту» - послание Господа, он изменил свое решение и стал служить Ему. Поступив таким образом, он стал знаменитым преданным Господа, так как все писания провозглашают, что Арджуна достиг духовного совершенства, преданно служа Господу в качестве Его друга. Все осталось, как и было: сражение, дружба, Арджуна и Кришна, но благодаря преданному служению Арджуна стал другим человеком. В молитвах Кунти тоже говорится о столь же решительной перемене в характере деятельности. Шримати Кунти хотела служить Господу, не отвлекаясь ни на что другое, и молила Его об этом. Такая беспримесная преданность - высшая цель жизни. Наше внимание обычно направлено на служение тому, что не связано с Господом или не входит в Его планы. Когда все планы человека заменяются служением Господу, или, иначе говоря, когда чувства очищены служением Господу, это называется чистым, беспримесным преданным служением. Шримати Кунтидеви хотела достичь этого совершенства и молила об этом Господа.

Ее привязанность к Пандавам и Вришни не выходила за границы преданного служения, поскольку служить Господу и служить преданным - одно и то же. Иногда служение преданному даже выше служения Господу. Но привязанность Кунтидеви к Пандавам и Вришни, о которой говорится здесь, была вызвана их родственными отношениями. Привязанности, определяемые материальными родственными отношениями, - это майа, потому что телесные и умственные связи возникают под влиянием внешней энергии. Истинное родство - это родство душ, основанное на родстве с Верховной Душой. Когда Кунтидеви просила разрубить узы семейного родства, она имела в виду родство оболочек. Такое родство - причина материального рабства, тогда как духовные привязанности ведут к освобождению. Родство душ может быть установлено через родство со Сверхдушой. Смотреть в темноте - еще не значит видеть. Но смотреть при свете солнца, значит видеть и солнце, и все то, что было невидимо в темноте. Таков путь преданного служения.

 

**************************************************************

 

Кунтидеви молит, что бы ее влечение было направленно полностью на Кришну.

В предыдущем стихе она молит разрубить узел ее привязанности к родственникам Пандавам и Вришни. Шрила Вишванатха Чакравати Тхакур дает интересный комментарий к этому стиху. Он приводит слова Кришны на эти молитвы Кунти: «Так ты хочешь приобрести сознание Брахмана? Если ты разорвешь узы привязанности к Ядавам, ты разорвешь узы привязанности ко Мне.» И Кунти отвечает выше прочитанным стихом.

Шрила Прабхупада начинает свой комментарий с того, что отрицает утверждение - преданное служение отрицает все привязанности и любовные чувства.  Шрила Прабхупада утверждает, что любовные чувства являются признаком жизни. Желания, гнев, стремления, влечения и прочие признаки – признаки жизни и их нельзя уничтожить. Испытывать подобные чувства естественно – это наша природа. Испытовать теплые чувства к другим очень естественно. Это не нужно уничтожать. Мы строим теплые отношение с Вайшнавами. Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что это означает видеть всех в связи с Кришной.

 

ШВЧТ поэтому спрашивает – ты хочешь Брахман? Почему ты хочешь разорвать эти привязанности к тем, кто дорог Мне. Кунти деви хочет разорвать привязанности основанные на «кожной болезни». Она была связанна с Вришни и Пандавами силой родственных связей. Как систра Васудевы – родственные связи с Вришни. Пандавы – Кауравы. Панду принадлежал к династии Куру. Пандовов связывало с Кришной дружеские отношения. В 10 Песне Ш.Б. Шукадева Госвами обращается к Паришету Махараджу – Кришна ваш гуру и Господь, но иногда Он становится слугой исполняющим ваши приказания. Вам очень повезло, став вашим слугой Он даровал вам любовь и преданность. Кришна легко дает освобождение, но редко дарует любовь и преданность, так как вместе с преданностью Он отдает всего Себя.

 

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет, что Шукодева Госвами пытается воодушивить Махараджа Парикшита, так как он родился в семье Пандовов. Может показаться, что Кришна более благосклонен к Вришни, так как Он принял рождение в этой династии. Так же Кришна был благосклонен к династии Рагху, так как Он принял там рождение как Господь Рамачандра. Но Кришна более благосклонен к Пандавам – Он становится вашим слугой и исполняет ваши приказы. Привязанность Кришны в большей степени проявляется к тем, кто обладает беспримесным преданным служением. Пандавы имели очень близкие отношения с Кришной.

 

Так Кунти молится о даре непоколебимой беспримесной преданности и любви к Кришне. Она молится не о том, чтобы были разорваны узы привязанности к Пандавам и Вришни (к тому же эти роды были в соре и она не хочет принимать ни одну ни другую сторону). Она молиться о чистой преданности к Кришне.

 

Кунти прошла через очень большие испытания с Пандавами – пожар, отравление и т.д. И после всего пережитого она делает очень тяжелое утверждение – разорви мои привязанности к Пандавам. Очень часто люди обращаются к Гуру Махараджу с вопросом – что можно сделать для родственников которые находятся в очень тяжелом положении. Это естественно – это сила родственных, семейных уз. Кунти хочет же относиться таким образом ко всем живым существам. Пускай мои теплые чувства будут направлены на Тебя (Кришну), так я смогу относиться должным образом ко всем. Кунти просит Кришну не разорвать семейные узы, любовь к Пандавам, даровать наивысшую, наилучшую любовь. Пусть Пандавы будут привлечены к Тебе так же как я.

 

Какое наилучшее служение мы можем оказать родственникам? Служить Кришне и побуждать родственников так же служить Кришне. Это наивысшее проявление любви к семье и вообще ко всем. Наилучшим служением родственникам будет являться наше непреклонное, твердое служение Кришне. Кришна привлекается теми чей ум тверд в чистом служении Кришне. Он будет к ним очень благосклонен. Преданный очень сосредоточен на служении Кришне – Кришна одаривает милостью всех его родственников.

 

Примером такой милости является история с Амокхой.  Амокха – зять Сарвабхаумы Бхактачарии. Он оскорблял Господа Чаитанью. Жена Сарвабхаумы Бхактачарии проклинала Амокху говорила, пусть моя дочь станет вдовой если он так поступает по отношению к Чайтаньи Махапрабху.  Привязанность Сарвабхаумы Бхактачарии и его жены были такой сильной по отношению к Чайтаньи Махапрабху. Сарвабхаума Бхактачария хотел его убить. Единственное, что его останавливало – это то что Амокха был брахманом и это было бы убийством брахмана. Он хотел наложить руки на себя, но это тоже было не правильно, так как это самоубиство. Они думали исключительно о Господе. Благодаря такой преданности Господь Чайтанья решил даровать освобождение Амогхе. Амогха заболел холерой и лежал присмерти. Сарвабхаума Бхактачария внутри думал – так ему и надо! Но из за родственных отношений с Сарвабхаумой Бхактачарией Господь Чайтанья отправился к нему и положил Свою руку ему на грудь и спросил – Амогха почему в твоем сердце и уме живут такие мысли? В твоем сердце должны жить другие мысли. Чайтанья Махапрабху стал гладить сердце Амогхи своей лотосной рукой. И болезнь сразу же прошла, и Амогха испытал блаженство – духовный экстаз. Он стал бить себя по щекам за то, что произносил такие оскорбительные слова. И в экстазе стал танцевать. И это просто благодаря бесприместной преданности Сарвабхаумы Бхактачарии.

 

Царица Кунти молит о беспримесной преданности. Те, кто обладает беспримесной преданностью Кришне, могут желать благо всем. Разорви мои внешние узы привязанности, но не разрывай мои узы любви вообще. Шрила Прабхупада объясняет, что любовные отношения – признак жизни, признак души.

 

Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур писал: «… мы должны видеть этот материальный мир и все что в нем находится как предметы помогающие служить Господу. Все в этом мире предназначено для служения Кришне. Тот день когда мы научимся видеть этот мир с этой точки зрения и избавимся от материальной концепции (видеть все связанное с собой, быть привязанным) мы сможем видеть материальный мир как духовный мир – Голока. Мы должны видеть всех женщин как возлюбленных Кришны и предназначенных для наслаждения Кришны. Относитесь к своим отцу и матери как к отцу и матери Кришны. А вместо того, что бы смотреть на своих сыновей и своих детей как на своих слуг, смотрите на них как на друзей маленького Кришны. Тогда вы перестанете видеть материальный мир и будете везде видеть Голоку.»

 

Это духовное видение – как можно его развить если мы не углубим свою привязанность к Кришне. Как сегодняшний комментарий Шрила Прабхупада завершает – родство оболочек – причина материального рабства, тогда как отношение душ ведут к освобождению. Родство душ может быть установлено только через родство с Сверхдушой. Смотреть в темноте еще не значит видеть. Но смотреть при свете солнца, значит видеть и солнце, и все то, что было невидимо в темноте. Таков путь преданного служения.

 

Материальная концепция – видеть в темноте. Кришна-сурья сама, майя - хая андхакара (ЧЧ М.22.31) Кришна – солнечный свет, а мая – тьма. При солнечном свете нет место темноте. Так же как только мы принимаем сознание Кришны немедленно невежество рассевается. Преданный старается всегда культивировать духовное виденье – всех видеть в связи с Кришной. Таково видение истинной природы вещей. Для такого человека нет иллюзии. Такое видение развивается не за счет отречения и разрыва отношений, а за счет привязанности к Кришне. Так любые отношения приносят высшее благо.

 

Как преданный может защитить кого то? Прахлада Махарадж говорит – баласья нешра….??? О Господь Нрисимха Дева, о Верховное прибежище, из за материальной концепции жизни обусловленные души не связаны с Тобой и Ты ими пренебрегаешь и о них не заботишься. Они не в состоянии ни чего поделать. К каким бы средствам они не прибегали даже если это приносит небольшое облегчение в конечном счете ни чего не могут сделать. К примеру родители не в состоянии спаси ребенка. Корабль не всегда может спасти тонущего. И опытный врач и лекарство не всегда могут помочь больному. Полагаться нужно на Господа. Если Сверхдуша обращает внимание на живое существо благодаря его преданности Кришне то это приносит высшее благо. Кришна говорит на сади яди самвидо…: «О Удхава, те кто беспримесно преданы Мне, обретают Меня как своего слугу.» Подчиняют Меня себе. Наивысшее благо – обрести преданность Кришне, такие любовные узы очень естественны.

 

В доме Шриваса Пандита когда умер сын все родственники стали сокрушаться. Но Шривас Пандит беспокоился только о благе Господа. Он не хотел что бы родственники нарушили блаженство киртана Господа Чайтаньи. Когда Шривас узнал что его сын умер он приказал родственникам не скорбеть, если Господь увидит хоть тень скорби на ваших лицах и это нарушит Его экстаз, то я привяжу веревку с камнем на шею и утоплюсь в Ганге. Все родственники пошли на киртан и прятали чувство скорби. Но Господь Чайтанья – Сверхдуша в сердцах каждого живого существа заметил что в сердцах родственников что то происходит. Он остановил киртан и спросил, что произошло. Почему в глубине сердец собравшихся столько отчаянья. Шривас признался Господу, что его сын оставил мир, и все сокрушаются из-за этого. Тогда Господь Чайтанья стал думать как рассеять их горе. Он попросил показать тело сына Шриваса. Они отправились в место где лежало тело сына. Господь Чайтанья Махапрабху обратился к телу – почему ты ушел? Тогда душа сына Шриваса вернулась в тело и заговорила. О Господь я вечная душа. Я странствую по вселенной. Кто мой отец? Кто моя мать? Мне выпала удача родиться в семье Шриваса и видеть Тебя здесь в этом доме. Сейчас в соответствии с высшим планом я должен оправиться в следующее место обитания.  Но я молюсь пожалуйста позволь мне ни когда не забывать о Тебе. Все родственники Шриваса,  были изумлены увиденным, и услышанным. Чувство скорби полностью ушло из их сердец.

 

Истинная связь между душами осуществляется через Сверхдушу. Это устраняет всю скорбь в материальном мире. Все эмоции которые мы ощущаем из за материальных привязанностей мы можем ощущать и из духовных привязанностей, но в этих эмоциях нет место скорби. Подобное настроение мы можем видеть в молитве Шрилы Наротама Даса Тхакура обращенную к уходу Вайшнавов. Духовная скорбь очищает и приносит свободу, усиливает привязанность к Господу и Вайшнавам. Материальная скорбь – причина рабства.

 

Поэтому Кунти Деви молится - О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого.

В заключении хочу прочитать стих из Седьмой Песни Шримад Бхагаватам гда Нарада Муни дает наставление Махараджу Юдхиштхире о семейной жизни. Как семейные люди могут обрести высшее благо.

 

шринван бхагавато 'бхикшнам
аватара-катхамритам
шраддадхано йатха-калам
упашанта-джанавритах

сат-сангач чханакаих сангам
атма-джайатмаджадишу
вимунчен мучйаманешу
свайам свапнавад уттхитах

 

Грихастха должен снова и снова общаться со святыми и с почтением внимать их нектарным повествованиям о Верховном Господе и Его воплощениях, деяния которых описаны в «Шримад- Бхагаватам» и других Пуранах. Благодаря этому он постепенно, как человек, пробуждающий ото сна, избавится от привязанности к жене и детям.

(Ш.Б. 7.14. 3-4)

 

Для семейных людей рекомендуется процесс ежедневного слушания повествований о славе Господа от святых Вайшнавов. В комментарии Шрила Прабхупада пишет, что организовал это движение для грихастх…

 

«Движение сознания Кришны было основано главным образом для того, чтобы во всех странах мира семейные люди имели возможность слушать «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Есть много различных описаний этого метода духовной практики, но суть его сводится к тому, чтобы слушать о Кришне и прославлять Его (шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана- киртанах) . У каждого, особенно у грихастх — людей, не знающих о цели жизни (мудха-дхи), — должна быть возможность слушать о Кришне. Просто посещая центры Движения сознания Кришны и слушая рассказы о Кришне, основанные на философии «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», грихастхи избавятся от греховных наклонностей, присущих в наше время практически всем людям: от неутихающего стремления вступать в незаконные половые отношения, есть мясо, принимать одурманивающие вещества и играть в азартные игры. Так они смогут выйти из тьмы на свет. Пунйа-шравана киртанах . Просто участвуя в киртане — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и слушая наставления Кришны, данные Им в «Бхагавад-гите», человек непременно очистится, особенно если он еще и питается прасадом . Все это практикуется в Движении сознания Кришны.

 

В этом стихе есть еще одно важное указание: шринван бхагавато 'бхикшнам аватара-катхамритам . Если человек один раз прослушал «Бхагавад-гиту», это вовсе не значит, что ему больше не надо ее слушать. Ключевое слово здесь абхикшнам . Необходимо слушать и читать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» снова и снова. О прекращении не может быть и речи: даже если человек уже много раз читал эти книги, он должен снова и снова перечитывать их, поскольку бхагават-катха — то, что говорит Сам Кришна и что говорят о Нем Его преданные, — это амритам, нектар. Чем больше мы пьем этот нектар, тем ближе становимся к бессмертию.

 

Смысл человеческой жизни в том, чтобы обрести освобождение, но, к несчастью, из-за влияния Кали-юги грихастхи, словно ослы, ежедневно заняты тяжким трудом. Они встают рано утром и едут чуть ли не за сто километров от своего дома, чтобы заработать кусок хлеба. Особенно это видно в странах Запада: люди, просто чтобы заработать себе на жизнь, просыпаются в пять утра и отправляются в свои офисы и на заводы. То же самое делают каждый день жители Калькутты и Бомбея. Они целый день трудятся не покладая рук в офисе или на заводе, а потом три-четыре часа добираются домой. В десять вечера они ложатся спать, а рано утром встают, чтобы снова отправиться на работу. В шастрах говорится, что люди, занятые таким тяжким трудом, ведут образ жизни свиней, пожирателей испражнений. Найам дехо деха- бхаджам нрилоке каштан каман архате вид-бхуджам йе: «Все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает дни и ночи напролет трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений — собакам и свиньям» (Бхаг., 5.5.1). Человек должен уделять время слушанию «Шримад- Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты». Такова ведическая культура. Чтобы зарабатывать себе на жизнь, грихастха должен трудиться не больше восьми часов, и либо днем, либо вечером ему следует общаться с преданными и, слушая о воплощениях и деяниях Кришны, постепенно освобождаться из плена майи . Сейчас, однако, семейные люди не находят времени слушать о Кришне и Его подвигах, зато у них всегда находится время на то, чтобы, проработав весь день, пойти в ресторан или клуб и там с большим удовольствием слушать о политике, которой занимаются демоны и другие непреданные; у таких людей всегда есть время наслаждаться женщинами, сексом, вином, мясом и прочим. Так они попусту растрачивают свою жизнь. На самом деле так живут не грихастхи, а демоны. Но Движение сознания Кришны, открывая многочисленные центры по всему миру, дает этим падшим, обреченным людям возможность послушать о Кришне.

 

Во сне мы создаем себе какое-то окружение, заводим друзей и любимых, но, проснувшись, обнаруживаем, что все это исчезло. Точно так же, общество, семья и любовь, которые возникают у нас в физическом мире, — тоже сон, и он закончится, как только мы умрем. Все эти сны — и «грубые», и «тонкие» — не более чем иллюзия, и они рано или поздно заканчиваются. Истинный долг человека — понять, что он душа (ахам брахмасми), и, стало быть, его деятельность должна быть духовной. Только так можно обрести счастье.

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

 

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне» (Б.-г., 18.54). Тому, кто занят преданным служением, совсем не трудно пробудиться от сна материального существования.»