Стандарты проведения лекций по Шримад Бхагаватам

Стандарты проведения лекций по Шримад Бхагаватам

Аватар пользователя Manibandha
24 Янв 2017, вт -- Manibandha
Стандарты Шримад Бхагаватам на GovindasClub
 
 

Как давать лекции по Шримад Бхагаватам

История появления Шримад Бхагаватам. Вьясадева в медитации увидел Кришну, маю за Его спиной и дживу.

Метафоры описывающие величие Шримад Бхагаватам

1.  Светильник – освещает сердце, страдания уходят, рассевается авидья (1 песнь 2 глава adhyätma-dépam atititérñatäà tamo ‘ndham)

2. Солнце – освещает весь мир. Преступники и воры (ложные философии) разбегаются (1 песнь пуранарко дхунодипах)

Лотос – распускается с восходом солнца – сердце преданного раскрывается. Сознание расширяется, отрывается от материи, осознаем Высший Дух – как Бог проявляется всюду

3. Спелый плод древа желаний Вед (нигама-калпа-тарор галитам пхалам, шука-мукхад амрита-драва-самйутам  пибата бхагаватам расам алайам) – нигама – древо желаний. Нюанс – человек просит что то и нигама дает что он хочет. Шримад Бхагаватам дает то что желает для нас Кришна (1. дает Личность Бога, 2. дает нам отношения с Личностью Бога – расу, 3. дает описание самой высшей формы – Мадхурья Расы и описание этих отношений между Радхой и Кришной, 4. дает способ при помощи которого мы можем прийти к этим отношениям - бхакти).

4. Мохини Мурти (комментарий к первому стиху Шрилы Вишванатха Чакравати Тхакура) – Ш.Б. обманывает, не дает демонически настроенным людям наслаждаться нектаром ШБ (12 песнь из последней главы стих sarva-vedänta-säraà yad). Надо получить послание Бхагаватам по парампаре – как плод манго с верхушки дерева передают из рук в руки вниз. Бхагаватам – поэтичен – наисказателен – говорит не прямо а метафарами.

 

Цель лекции по Шримад Бхагаватам - прославление и подчеркивание значимости:

o Господа Кришны, Господа Чаитаньи и Их преданных
o Святого Имени и Шримад-Бхагаватам
o Преданного служения
o Шрилы Прабхупады, его книг и его ИСККОН
o Санкиртана-ягьи, распространения книг и проповеди
o Духа служения и дружбы между Ваишнавами

 

Умонастроение преданного читающего лекцию по Шримад Бхагаватам:

o Осознание себя как слуги Гуру, Кришны и всех собравшихся Вайшнавов.

o Осознание ответственности своего положения, как уполномоченного представлять Шрилу Вьясадеву.

o Почтение и желание прославить "Шримад Бхагаватам".

o Почтительное отношение ко всем Вайшнавам, как присутствующим, так и отсутствующим.

o Сострадание, терпимость и почтительное отношение к непреданным, даже враждебно настроенным - как присутствующим, так и отсутствующим.

 

Основные принципы ведения публичных выступлений:

o Планируйте выступление в соответствии с нуждами, заботами и интересами Вашей аудитории.

o Основывайте свои слова на том, чему Вы научились в ученической преемственности.

o Делайте изложение простым. Делайте его коротким… настолько простым и коротким, насколько это возможно, чтобы должным образом осветить тему.

o Поддерживайте контакт глаз с аудиторией.

o Используйте умеренную и естественную жестикуляцию. Избегайте случайных, отвлекающих, нервных движений.

o Говорите, исходя из своего собственного опыта и реализации.

o Избегайте неуместных подробностей личного характера.

 

Порядок проведения лекции:

o Изучите стих, значение слов, перевод и комментарий заранее. Если Вы регулярно читаете книги и следуете практике преданного служения, то стих обязательно найдете отклик в Вашем сердце. Когда преданный духовно продвигается, у него всегда есть, что сказать на тему Сознания Кришны, поделиться своими реализациями. Даже если стих вначале кажется сложным, если изучить его заранее, то через какое-то время Кришна подскажет, что о нем можно сказать.

В соответствии с правилами этикета, если к стиху нет коментария Шрилы Прабхупады, то следует взять несколько стихов - вплоть до того, к которому коментарий имеется, и давать лекцию по последнему.

o Как лектор, Вы являетесь представителем Шрилы Вьясадевы, поэтому Вам следует занять почетное место, называемое вьясасаной. Как правило, это или место на возвышении, или, по крайней мере, какой то особый коврик на полу. Вьясасана обязывает человека, ее занимающего, быть внимательным, чтобы представлять Шрилу Вьясадеву должным образом.

o Перед началом, следует спеть бхаджан Джайа Радха Мадхава Бхактивинода Тхакура. Шримад Бхагаватам от своего первого стиха до последнего посвящены прославлению Кришны и Шримати Радхарани. Поэтому, этот бхаджан настраивает нас на соответствющий лад. Во время пения следует медитировать на то, что когда этот бхаджан пели Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада и другие возвышенные преданные, они действительно описывали в нем то, что открывалось перед их глазами.

джая радха-мадхава кунджа-бихари
гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари
яшода-нандана, браджа-джана-ранджана
ямуна-тира-вана-чари

"Кришна - возлюбленный Радхи. Он являет Свои любовные игры в рощах Вриндавана. Он - возлюбленный пастушек Враджа, Он поднял огромную гору Говардхана. Любимый сын Яшоды и радость обитателей Враджа, Он бродит в лесах по берегам Ямуны."

o После этого следует произнести молитвы према-дхвани в сокращенном варианте (слова в конце каждой из молитв произносятся всеми вместе).

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шри шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки - джая!

Основатель-ачарья ИСККОН А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабухпада ки - джая!

Слава Основателю-ачарье ИСККОН А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде!

гаура-премананде - хари-хари бол!

Слава всем собравшимся преданным! (3 раза) - Харе Кришна

Слава Шри-Шри Гуру-Гауранге! (все произносят эти слова три раза и приносят поклоны духовному учителю).

o Выразите почтение Господу Кришне, со сложенными руками три раза произнеся мантру

Ом намо бхагавате васудевайа

(каждый раз аудитория повтояет ее вслед за Вами).

o Вместе с аудиторией прочитайте санскрит стиха: сперва пословно, затем построчно - по меньшей мере три раза. Затем пригласите прочитать стих преданным, сидящим в аудитории и повторите его еще несколько раз.

o Прочитайте вместе с аудиторией значение слов.

o Прочитайте перевод и комментарий.

o Прочитайте молитвы Мангала-чаранам (аудитория может повторять их одновременно с Вами, если знает).

ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.

шри-чаитанья-мано-'бхиштхам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?

ванде 'хам шри гурох  шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам сахагана-рагхунатханвитам там-садживам
саадваитам савадхутам париджана-сахитам кришна-чаитанйа-девам
шри-радха-кришна-падан сахагана-лалита-шри-вишакханвитамш ча

В глубоком почтениии склоняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданого служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами - Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Рагхунатху дасу Госвами и Дживе Госвами - и всем их последователям. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, Шри Нитьяняндой Прабху, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его преданным, во главе со Шривасой Тхакуром. И наконец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Кришны, Шримати Радхарани и всех гопи во главе с Лалитой и Вишакхой.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо 'сту те

О Кришна, о океан милости! Ты - источник творения и друг всех страждущих. Ты - повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой.

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе

Я выражаю свое почтение царице Врандавана, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану, очень дорога Господу Кришне.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.

(джайа) шри-кришна-чаитанья прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

o Дайте лекцию по стиху и комментарию продолжительностью до 30 минут. Следует обратить внимание, чтобы, насколько возможно, лекция включала следующие элементы:

1. Тему, согласованную с темой стиха и комментария.
2. Цитаты  на санскрите, включая некоторые термины из "значения слов".
3. Истории из писаний.

4. Ссылки на недавние, местные или имеющие отношение к теме события.
5. Юмор.
6. Личные реализации и опыт.
7. Примеры, основывающиеся на числах (такие как, "четыре вида страданий").
8. Прославление санкиртаны, проповеди или повторения святых имен.
9. Ссылки на Шрилу Прабхупаду и других ачарьев.
10. Итог лекции со ссылками на стих.

o Пригласите аудиторию задавать вопросы (около 10 мин.) Отвечая на вопрос, сперва дайте иной конкретный ответ, а затем объясните, почему. Отвечайте коротко.

o Закончите лекцию, принеся поклоны Шриле Прабхупаде.

 

Ошибки, которых следует избегать:

o Следует избегать превращения лекции по Шримад Бхагаватам в ишта-гоштхи. Ишта-гоштхи призваны для того, чтобы в доверительной беседе обсуждать текущие практические духовные и производственные проблемы в храме. Напротив, лекции по Бхагватам, хотя и должны быть связаны с сегодняшней реалией, призваны обсуждать вечные истины.

o Следует избегать духа "Мы" и "Они". Вместо этого следует проповедовать дух одной семьи, единства в различии.

o Следует избегать перехода на личности - как с упоминанием имен, так и без. Индивидуальные трудности, которые могут испытывать отдельные преданные - это тема для индивидуальной беседы, на которую имеют право лишь их духовные учителя, кураторы  и другие старшие преданные, обладающие подобным статусом и пользующиеся их доверием.

o Следует избегать чрезмерного подчеркивания негативного. Вместо этого следует больший акцент делать на проповеди позитивной альтернативы.

o Следует избегать тем, способных вызвать противостояние в аудитории. Вместо этого следует сосредотачваться на тех духовных аспектах, которые нас объединяют.

o Следует избегать грубых слов; утверждений, достоверность которых сомнительна; коментариев на темы, в которых Вы не компетентны; призывов, которые могут рассматриваться как антиконституционные или противозаконные.

o Следует избегать эмоциональных дебатов во время вопросов и ответов. Вместо этого следует поблагодарить за горячий интерес к проблеме и перенести дискуссию на потом.

 

https://vk.com/wall98543016_64

 

P.S.

Квалификация разсказчика и слушателя Шримад Бхагаватам.

«Шримад-Бхагаватам» – это самая поразительная книга. В самой «Шримад-Бхагаватам» описывается история ее появления. В соответствии со «Шримад-Бхагаватам», это – сливки, квинтэссенция всего ведического знания, и в конечном счете это знание должно привести нас не просто к пониманию Бога – к лицезрению Бога.

«Шримад-Бхагаватам» дает нам особый даршан, даршан Верховной Личности Бога, или философию, которая приводит к непосредственному, прямому лицезрению Бога.

И для того чтобы понять методологию «Шримад-Бхагаватам», каким образом работает «Шримад Бхагаватам», как работает этот механизм, каким образом я в данный момент, видящий только материальную реальность, пялящий глаза на эту временную материальную реальность и полностью прикованный к ней, могу постепенно избавиться от этой зависимости, от этого плена, вырваться, и в конце концов, увидеть Верховную Личность Бога и все великолепие Его мира. Надо очень хорошо понимать смысл Бхагаватам, только тогда, когда мы будем видеть контекст всего Бхагаватам, мы поймем смысл каждого стиха.

И мы знаем, что из шести изначальных вопросов, которые задали мудрецы в лесу Наймишараньи Суте Госвами, один был – где нашли прибежище религия, и знание, после того, как Господь Кришна ушел из этого мира. И ответ на этот вопрос был дан в конце третьей главы :

кришне сва-дхамопагате , после того как Кришна ушел в Свою дхаму,

…пуранарко ‘дхунодитаха, для людей ослепших от века Кали, от тьмы века Кали,

для людей, которые блуждают в этой тьме взошло солнце Бхагавата Пураны – пурана арка, подобное солнцу, взошла, дхунодитаха.

Иначе говоря, эта тема «Шримад-Бхагаватам» начинается там в конце третьей главы, и, соответственно, сразу же мудрецы продолжают этот вопрос. Весь Шримад-Бхагаватам является продолжением ответа на этот вопрос, потому что мудрецы говорят: «Если религия нашла прибежище в «Шримад-Бхагаватам», то расскажи нам подробней, каким образом появился «Шримад-Бхагаватам» на свет. Если это та книга, в которой мы можем найти себе прибежище, в которой мы можем найти защиту, в том числе от самих себя, от своих собственных проблем и дурных качеств, и своей кармы, и всего остального. Если это то, чье прибежище мы должны искать, то пожалуйста, расскажи поподробнее каким образом появилась эта книга, и расскажи подробней кто был ее рассказчиком, кто был ее слушателем».

И начинается рассказ о Вьясадеве. История «Шримад-Бхагаватам» начинается с этого момента: объясняется каким образом Вьясадев не чувствовал удовлетворения, что-то не то… И Нарада пришел к нему, и стал объяснять ему что он должен сделать, каким образом он должен изложить ту философию, которую он знал, но тем не менее, по той, или иной причине, предпочел заниматься косвенной проповедью.

Нарада Муни ему сказал, что надо напрямую проповедью заниматься.

– Постарайся как можно более прямо рассказать от этом. В конечном счете, косвенная проповедь не помогает людям, она только еще больше запутывает их, мешает им понять чем же им нужно заниматься, и на чем им нужно сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание что им нужно делать.

Таким образом мы присутствием при рождении «Шримад-Бхагаватам», но дальше объясняется что Шрила Вьясадев рассказал «Шримад-Бхагаватам» своему сыну Шукадеве, от которого его услышал Пурикшит и Сута Госвами, присутствующий при этой встрече, при этой судьбоносной встрече на берегу Ганги.

И тот час же возникает вопрос – кто такой Шукадева Госвами? Почему именно он был удостоен чести впервые поведать миру «Шримад-Бхагаватам»? Кто этот рассказчик, который смог объяснить «Шримад-Бхагаватам» так, что до сих пор эта книга пересказывается и передается из уст в уста из поколения в поколения в течении тысячелетий ценит эту книгу, и считаю ее самой важной книгой. На самом деле вся индийская культура, как мы ее знаем сейчас, она вся возникла из «Шримад-Бхагаватам», даже не из Махабхараты.

Если мы посмотрим на то, что происходит реально в индийской культуре, мы увидим исключительно одну вещь – описание Кришны, и не просто описание Кришны, а описание Кришны во Вриндаване. Описание Кришны во Вриндаване содержится в одной единственной книге – в «Шримад-Бхагаватам» в полном объеме.

И кто был такой Парикшит, ради которого эта книга была впервые рассказана? И с этого начинается седьмая глава. Седьмая глава сначала описывает транс Вьясадевы, это изначальное видение Бога, из которого вырос «Шримад-Бхагаватам».

«Шримад-Бхагаватам» вырос из лицезрения Бога лицом к лицу, а суть «Шримад-Бхагаватам» в том, чтобы подвести нас к тому же самому состоянию, чтобы привести нас туда же, чтоб мы могли увидеть Бога, понять Его полностью, со всеми Его энергиями, понять каким образом Он действует в этом мире и в нашей жизни и вернуться к Нему.

И это начало седьмой главы. Потом в седьмой главе очень коротко описаны качества Шукадевы Госвами, которые позволили ему рассказать «Шримад-Бхагаватам», и весь остаток Первой песни посвящен описанию Махараджа Парикшита, и история Махараджа Парикшита. И это очень важная вещь о которой мне хотелось сказать сегодня, потому что эта глава непосредственно описывает качества Махараджа Парикшита. А вся Первая Песнь в этом – каким образом слушать Бхагаватам и рассказывать Бхагаватам. Какими качествами должен обладать рассказчик Бхагаватам, и какими качествами должен обладать слушатель Бхагаватам, чтобы чудо Бхагаватам произошло, чтобы Бхагаватам сработал. Потому что очень часто преданные говорят: «Не работает. Не работает… Повторял, повторял, ничего не получилось…». Первую Песнь как следует не читали.

Потому что бхакти очень простой процесс, тем не менее это не значит примитивный.

Простой не значит что там нет никаких условий, условия есть. И вся Первая Песнь посвящена в сущности одной теме. Главная тема Первой Песни, не смотря на то, что в нее вплетено множество других тем, но главная тема Первой Песни – это квалификация рассказчика и квалификация слушателя.

Квалификация рассказчика и квалификация слушателя, и из этих двух квалификаций какая более важна? Слушателя! Квалификации рассказчика уделяется не та много времени, к квалификации слушателя мы возвращаемся снова, и снова, и снова. И по сути дела, в этой Первой Песне описаны три категории рассказчиков и три категории слушателей: уттама-адхикари, мадхьяма-адхикари и каништха-адхикари.

Рассказчик на уровне уттама, то есть самый высокий, самый возвышенный, рассказчик средней категории, и низшей из категории рассказчиков. Низшая значит доступная нам с вами. Если бы они рассказывали только об уттама-адхикари, то нам бы нечего было делать. И мы то как раз слушаем «Шримад-Бхагаватам» из уст Суты Госвами, и присутствуем при том, каким образом он рассказывает «Шримад-Бхагаватам» мудрецам Наймишараньи, это, скажем так, самый низкий уровень. Не значит плохой, значит минимальный, значит минимальная квалификация, которая тем не менее позволяет человеку постичь «Шримад-Бхагаватам» и увидеть Кришну, то, с чего мы можем начинать и с чего должны начать. И поэтому нам очень важно понять эту вещь.

Одновременно с этим нужно понять квалификацию высшую, потому что в конце концов мы должны к чему-то стремиться. И если мы посмотрим и внимательно будем читать «Шримад-Бхагаватам», мы увидим что один единственный критерий берется за основу квалификации человека. Если мы посмотрим каким образом описывается квалификация Шукадевы Госвами, это проще, потому что если взять Махараджа Парикшита, то это огромное количество каких-то качеств, немудрено сбиться с толку, немудрено не понять что же главное. Тут говорится что он был самым лучшим из лучников, как Арджуна, и может быть, для того чтобы понять «Шримад-Бхагаватам» нужно стать самым лучшим из лучников? Такая идея вполне позволяется, если вырвать из контекста этот стих и принять во внимание все что было сказано до этого, то можно пойти быстро в тир и тренироваться в поражении мишени.

Поэтому чтобы понять что берется за основу и понять откуда берутся все остальные качества, все остальные качества тоже важны, мы дойдем до этого, нам легче понять если мы посмотрим на то каким образом описывается квалификация Шукадевы Госвами.

В чем была квалификация Шукадевы Госвами основная?

Первое, давайте по порядку, у Шукадева Госвами было две квалификации, безусловно, два качества, или два адхикара тесно связанные друг с другом. С чего начинаются всегда описания Шукадева Госвами, он каким был? А? Отрешенным! Освобожденным. Он уже был отрешённым освобождённым, это причина по которой нам нельзя начинать с этого уровня квалификации, мы чуть позже поговорим о том с чего нам начинать, но тем не менее, чтобы понять сам этот адхикар, или описания в «Шримад-Бхагаватам», мы возьмем уттама-адхикари, где это проявлено в самом чистом виде. При описании Шукадевы Госвами все время говорится – он вышел из чрева своей матери и что сделал? Ушел. За ним бежит папа и кричит: «Сынок! Ты куда?». И только деревья откликаются ему в ответ. Он ушел не дожидаясь ничего. Это была его квалификация, это особая квалификация. И рассказчик и слушатель «Шримад-Бхагаватам» у них есть уникальные качества, которые нам не возможно эмитировать, потому что когда мы выходим из чрева матери, скажем так, мы не слишком отрешены от этого мира, мягко выражаясь. Он сразу же ушел, не дожидаясь там пеленки… Ему не нужно было всего этого, у него была определенная квалификация.

И дальше его квалификация описывается, что его квалификация заключалась в том, что стоило ему услышать, из-за этой отрешенности, из-за того что глаза его были устремлены наверх и он не пялился в материальный мир и не пытался найти радости здесь, не следуя  примеру многих великих махаджан, которых в конце концов постигло разочарование.

Услышав стих «Шримад-Бхагаватам», он сразу же, как магнитом был притянут, не смотря на свою отрешенность, он остался в Ашраме своего отца и стал слушать, и слушать, и слушать «Шримад-Бхагаватам» снова, и снова, и снова.

Это знаменитый стих – атмарама-шлока, атмарамаш ча мунайо, из Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам».

Почему он такой знамениты и почему Господь Чайтанья так много внимания уделил ему и рассказал, и объяснил этот стих атмарама-шлока несколько раз по разному? Потому что в нем сама суть «Шримад-Бхагаватам», доказательство преимущества «Шримад-Бхагаватам» и одновременно описание квалификации, каким образом человек может понять «Шримад Бхагаватам».

иттхам-бхута-гуно харихи, что качество Бога находятся за пределами качеств этого мира, и эти качества могут привлечь человека. Когда человек будет слушать «Шримад-Бхагаватам», каким образом происходит трансформация сердца человека. Благодаря тому, что он слушает о качествах Бога и слушая о качествах Бога, он теряет интерес к гунам, к качествам материального мира, и у него появляется то же самое качество, или то же самое свойство, которое было у Шукадевы Госвами изначально – он становится отрешенным, он равнодушен к этому миру, он ищет другого.

И если мы поймем очень хорошо эту квалификацию, то мы легко поймем все остальное.

Мы очень легко поймем почему Сута Госвами и мудрецы в лесу Наймишараньи относятся к низшей категории рассказчиков и слушателей. Мы поймем этот замусел, который положен в основу «Шримад-Бхагаватам» – почему, на основании чего слушатели, великие мудрецы, собравшиеся в самом святом месте во вселенной, в одном из святых мест во вселенной называются каништха-адхикари. Почему? Потому что они были привязаны.

Жертвоприношение… Шукадев Госвами нигде не видно что он делал жертвоприношение. Единственное что он делал: он услышал «Шримад-Бхагаватам» и он слушал «Шримад-Бхагаватам», ничем другим он не занимался.

Жертвоприношение значит что? Значит привязанность. И эта классификация рассказчиков и слушателей, эти три категории очень интересны… Ачарьи объясняют что каништха-адхикари они привязаны внутренне и привязаны внешне, мадхьяма-адхикари они не привязаны внешне, но привязаны внутренне, внутренняя привязанность к этому миру до какой-то степени остается, и уттама-адхикари, для того чтобы действительно понять «Шримад-Бхагаватам» он не привязан ни внешне, ни внутренне. Сухадева Госвами, Махараджа Парикшит, мы увидим здесь вот в этих стихах описание его качеств и нужно именно это искать там – Махараджа Парикшит не привязан, он привязан только к Кришне. Двенадцатая глава начинается с описания Махараджа Юдхиштхиры, и про Махараджа Юдхиштхиру говорится Мукунда-Манаса, мукунда-манаса значит его ум был целиком сосредоточен на Мукунде, на Господе, дарующем освобождение из плена этого мира.

И Махараджа Парикшит такой же, он родился в роду Махараджи Юдхиштхиры потому что их роднило одно это свойство, его ум был сосредоточен только на одном, только на Боге.

Если мы посмотрим очень интересное описание Вьясадевы и Нарады Муни, двух других рассказчиков мадхьяма-адхикари, когда Шримад-Бхагаватам рассказывается, скажем так,  во второй раз в этой книге, или объясняется этот рассказ «Шримад-Бхагаватам» мы увидим. Про Нараду Муни что говорится? Что он был сосредоточен на Господе внешне, он ушел из дома, он сжег свою хижину, когда мать его умерла, он внешне был не привязан, но внутри у него оставалась маленькая привязанность. И если мы посмотрим на Вьясадеву о котором рассказывается… Нужно понять, мы сейчас сидим тут и свысока и говорим: «О!.. Привязанность..». Просто пытаемся понять что нам хочет сказать «Шримад-Бхагаватам».

Понятно что мы находимся вообще не понятно на каком уровне, на пещерном уровне, но это нужно для нас, чтобы мы поняли каков же путь, который нам нужно пройти. И про Вьясадева тоже описывается, не даров в седьмой главе описана эта история, когда Вьясадев шел, бежал за своим сыном, и девушки, которые обнаженные купались, апсары с райских планет, которые купались в реке Мандакини, там очень холодно, не знаю как они купались обнаженными, но тем не менее, и когда Шукадева Госвами проходил мимо них, что они сказали?.. «О, Харибол!..», он не обратил на них никакого внимания. Но когда Вьясадев проходил мимо, то эти девушки в спешке страшной накинули на себя одежды. Почему? Потому что какая-то привязанность была внутри, тогда как у Шукадевы Госвами никакой привязанности не было. Сам Вьясадев объясняет нам эти вещи, чтобы мы поняли какова же реальная квалификация как рассказчика, так и слушателя.

И если мы посмотрим дальше описания «Шримад-Бхагаватам», чтобы уже дайте до двенадцатой главы, чтобы понять контекст этой двенадцатой главы, то мы увидим что на первый взгляд есть некий такой что ли крюк, который делает повествование «Шримад-Бхагаватам», вместо того чтобы… Сута Госвами хочет рассказать о рождении Парикшита, и он начинает рассказывать о рождении Парикшита, о том каким образом Ашваттхама выпустил свою брахмастру, это седьмая глава до сих пор, и только восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая главы делают крюк в сюжете «Шримад-Бхагаватам», потому что в реальности продолжение этого начинается здесь в двенадцатой главе. Та самая история, которая началась в седьмой главе она подхвачена в двенадцатой главе, и Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняя этот крюк, который сделало повествование «Шримад-Бхагаватам», он говорит: «Ну просто мудрецы они не могли остановиться. И Сута Госвами не мог остановиться. Он так увлекся, он стал рассказывать о Кришне, что уже ему ни до кого было…».

И это безусловно факт, почему этот крюк в сюжете появился, но с другой стороны нужно также понимать что этот крюк появился неслучайно. Что он, в конце концов, работает на основную тем Шримад-Бхагаватам, на понимание того почему же Махараджа Парикшит – он главный герой всех остальных глав Шримад Бхагаватам, начиная с седьмой главы Первой Песни «Шримад Бхагаватам». Почему Махараджа Парикшит стал таким каким он стал. И мы можем видеть, что восьмая глава это молитвы царицы Кунти – очень важные для нас главы. Потому что в молитвах царицы Кунти великая царица Кунти объясняет нам каким образом мы можем стать преданными, и каким образом мы можем постепенно отрешиться от этого мира. Если, испытывая трудности, и это в сущности то, о чем вчера Гуру Махарадж говорил на своей лекции, если испытывая трудности в этом мире мы принимаем прибежище у Кришны, то эти трудности будут излечивать нас от привязанности к материальному миру. Если испытывая трудности мы будем погружаться в скорбь и проклинать Бога за то что он нам послал эти трудности, как делает большинство людей, в том числе верующих, когда они разводят руками и говорят: «Ну я не понимаю почему со мной такое, я ж в Тебя верю… Почему Ты мне такое дал?».

В зависимости от того, каким образом человек реагирует на события своей жизни, он может либо деградировать, либо прогрессировать. И в реальности мы можем видеть как это происходит, в том числе в нашей собственной жизни. Человек может либо деградировать, если он неправильно воспринимает что-то, а трудности есть у всех, трудности.., не волнуйтесь, не думайте что вы самые несчастные на свете, есть много гораздо более несчастных людей, и они посланы Кришной для того, чтобы мы могли чему-то научиться, потому что если бы не было трудностей, страшно даже представить что бы было с нами и со всем миром. Поэтому молитвы царицы Кунти учат нас как принимать прибежище в Боге, в Кришне во время трудностей, для того, чтобы мы действительно развивались духовно, для того чтобы мы могли постепенно постепенно отходить от ослабляющей нас, полностью расслабившей нас, привязанности к этому миру.

Иногда люди говорят, это очень странная теория, что страдания очищают, это не факт! Потому что некоторых страдания загрязняют. Встречались вам люди, которые прожив тяжёлую жизнь, испытав страдания становились злее? Сплошь и рядом. Отчего они очистились из-за своих страданий? От чего? Они загрязнились. Просто потому, что их реакция была неправильная на эти страдания. Да, страдания могут очистить, страдания делают нас сильнее, потому что в момент страдания человек может, если он сделает правильно, может стать сильнее, может обрести эту силу, избавившись от малой толики привязанности, которая связывает его с этим миром, и усилив свою привязанность к Богу.

Всякий раз когда испытания приходят к нам, надо понимать в чем его смысл. Иногда спрашивают: в чем смысл этого испытания, в чем смысл другого испытания?

В одном! Почему у меня денег нет? Да потому! Потом что ты слишком привязан к ним. Потому что ты не понимаешь… Я же придаюсь… Да не придаешься, только денег просишь у Бога, потому и «придаешься».

Смысл в одном. Смысл в том, чтобы через… И на самом деле реально, хотите верьте, хотите нет, эти испытания даются вам в гомеопатических дозах. Не думайте, что они даются вам в каких-то аллопатических дозах. В маленьких дозах, понемножечку, чтоб постепенно, постепенно человек мог отходить. И всякий раз, пройдя через испытания, человек чувствует одну вещь – я стал сильнее. Потому что это ослабляющее меня, делающее меня полностью ни на что непригодным, привязанность к материальному миру.

А именно к этому все сводится, чем в большей степени человек привязан, если он стал рабом какой-то страсти, алкоголиком стал, он на что-то годится, или нет? Нет. И это крайний случай, но в принципе, мы все алкоголики с вами, все наркоманы, наркотик майя изначальный наркотик, и мы его с удовольствием большими дозами употребляем. Азартные игры – то же самое. Про секс я уже не говорю…О чём мы? А, да, о царице Кунти.

Поэтому эта восьмая глава очень важна в контексте всего того о чем говорится в «Шримад-Бхагаватам». И дальше говорится: если человек таким образом прожил жизнь, это тема девятой главы, то как он будет умирать? О ком он вспомнит, кода он будет умирать? Не нужно надеяться на то, что я смогу вспомнить о Кришне в момент смерти, если я не прожил жизнь должным образом, а прожил жизнь должным образом значит правильно реагировать на то, что милостиво посылает мне Кришна, как из рога изобилия, на все те испытания что сыпятся на меня и на всех остальных тоже. Как нужно реагировать на это.

Поэтому девятая глава… Восьмая глава учит нас жить. Девятая глава учит нас умирать, учит нас достойно оставлять этот мир. И дальше идёт продолжение этой темы, когда описывается в десятой главе как Кришна уезжал с Хастинапура, и как с ним прощались Его преданные, и какое путешествие Он совершил прежде чем пришёл в Двараку. И одиннадцатая глава описывает как жены Двараки Его встречали, и тут опять, слушайте, потому что если мы хотим понять смысл Шримад-Бхагаватам, надо внимательно читать его, внимательно слушать его. И вещь, которая описана в одиннадцатой главе., в чем суть одиннадцатой главы? Когда Кришна входит в Двараку, в чем суть одиннадцатой главы «Шримад-Бхагаватам»? Мы только что её прочли, изучили, погрузились в неё. Суть её в очень важной вещи, в том что Кришна не привязан. Несмотря на то, что Он находится среди любящих Его жён, и у Него их было немало – 16108. В самых смелых мечтах мужчина может мечтать о трёх жёнах «если б я был султан, я б имел трёх жён», у Кришны было 16108, но при этом они все любили Его, у Него были дети, но при этом Он оставался как бы вне всего этого. И это прекрасное качество, когда, естественно когда мы дойдём до десятой Песни «Шримад Бхагаватам», мы поймём, что Кришна когда до Вриндавана дело доходило, то тут уже Кришну все кто угодно мог связать, поэтому Он с гордостью носит имя Дамодары, Его все привязывали. Причём ладно Яшода Его по крайней мере крепкими веревками привязывала, гопи Его гирляндами привязывали, и Он их порвать не мог. Чтобы понять это, надо для начала понять, что Кришна был не привязан к своим 16108 жёнам, живя в роскоши своего столичного города, своей столицы Двараки. И это суть одиннадцатой главы, потому что, опять же, Кришна – трансцендентен, качества Его трансцендентны, и медитация на Его качества может сделать нас не привязанными, может сделать нас равнодушными к красоте этого мира. Весь «Шримад-Бхагаватам» об этом, весь «Шримад-Бхагаватам» о том, что Махараджа Парикшит один раз увидел Господа, и всё, этого было достаточно, чтобы не искать в этом мире ничего кроме Кришны. Один раз, на мгновение, во чреве матери он увидел Господа, и этого было достаточно, чтобы он понял, мне не нужно ничего другое, я хочу только Его.

И этот крюк в сюжете «Шримад-Бхагаватам» он об этом, о том, что ни в ком случае не нужно путать что Кришна материальная личность, не нужно думать что Он материальный человек, что у Него есть какие-то материальные качества, и привязанность к Нему не нужна нам, что нужно медитировать на брахман, громко повторяя звук «ммм…».

Мне рассказывали сейчас, что у йогов есть новый способ очищения сознания, это называется «сон на пчёлах». Почему? Потому что пчёлы все время «ммм…» жужжат. И когда человек спит, он во сне очищается, его эфирное тело ощущает, специальные такие кровати на ульях чтоб жужжание было, целебный яд не очень-то…(смеётся).

Но на самом деле способ то очищения это хорошо… Мне очень захотелось поспать, я уже договорился, но реальное очищение не от этого, реальное очищение человека когда он сосредотачивается на качествах Кришны. Единственных способ для этого – это слушать «Шримад-Бхагаватам».

Что описывается здесь в двенадцатой главе «Шримад-Бхагаватам», это было предисловие я сейчас начну лекцию по этому стиху, мне просто… Шутка. Я расскажу немножко, мне хотелось рассказать о женитьбе Арджуны. Я все-таки одну историю, но слушайте внимательно потому что, в чем смысл, и это очень важная вещь. Почему так подробно в двенадцатой главе начинают описываться качества Махараджа Парикшита, потому что все эти качества являются побочным результатом его бхакти. Это не то что записано у него в гороскопе, хотя внешне это все выглядит так, как будто брахманы читают гороскоп, но на самом деле, если бы все дело было в гороскопе, то тогда не нужно было бы описывать как он увидел Кришну, и каким образом этот первый Даршан Кришны сформировал его личность. И это тоже очень существенная тема «Шримад-Бхагаватам» – как бхакти формирует наши качества, как бхакти,

йасйасти бхактир  бхагавати акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах,

Тот у кого появляется бхакти, все лучшие качества полубогов естественным образом развиваются в нем, ему не нужно отдельно развивать себе то качество, или другое качество, он становится самым лучшим человеком, он выходит за пределы своей кармы.

Почему? По очень простой причине – потому что у него есть бхакти. Бхакти самая могущественная и привлекательная сила, она привлекает к себе все остальные вещи.

Каждый полубог обладает каким-то удивительным качеством, которым восхищаются люди, но все эти качества приходят к преданному –

йасйасти бхактир бхагавати акинчана, когда бхакти становится чистой, татра, там, в том сердце, в том сознании, у которого появилась эта акинчана бхакти, то есть полное, целомудренное, сосредоточение сознания на Боге.

Акинчана бхакти значит – мне не нужно ничего другого, мукунда-манаса.

Вот, эта двенадцатая глава о том же. Вначале описывается, и до этого описывалось царство Махараджа Юдхиштхиры – почему оно было таким процветающим. Почему оно было процветающим? Почему Махараджа Парикшит родился у Махараджа Юдхиштхиры?

По этой причине – мукунда-манаса.

Снова и снова «Шримад-Бхагаватам» подводит нас к этой мысли, которая является квинтэссенцией «Бхагавад-гиты». Суть «Бхагавад-гиты» в двух словах – думай обо Мне. «Шримад-Бхагаватам» иллюстрация того, к каким результатам приводит то, что человек думает о Кришне, сосредотачивается на Кришне, и что это ему даёт. Это дает ему процветание, это дает ему потрясающие качества, все его любят, это даёт ему счастье здесь в этом мире и в конце концов величайшую удачу после того, как он покидает этот мир, когда он возвращается обратно к Кришне. И нужно очень хорошо понимать, что все эти качества, в том числе и искусство стрельбы из лука, которые описаны здесь, это результат чего? Это результат бхакти Махараджа Парикшита. Потому что бхакти делает человека отрешённым, позволяет человеку владеть своим умом, сосредотачивать свой ум.

И мы должны очень хорошо понять, что наши качества, те которые у нас есть, если мы хотим развить в себе хорошие качества и совершенствоваться, все это результат моей сосредоточенности на Кришне. Пример который приводится, или аналогия, которая приводится в Седьмой Песне «Шримад-Бхагаватам» это оса, вернее гусеница, которую оса жалит. Оса жалит её снова, и снова, и снова… И гусеница, в конце концов в кого превращается? В осу, в том-то и дело, что не в бабочку. Гусеница и без осы в бабочку превращается, это другой пример. На самом деле что происходит в реальности, чтобы быть научно точным, у меня все таки какое-никакое а образование, оса парализует гусеницу и откладывает в неё свои яйца и через какое-то время личинки вылупляются, они съедают гусеницу и вылетаю осы оттуда, но этот пример немножко разрушает красивую аналогию что гусеница превращается в осу, вечно материалисты все портят, но он нисколько не отменяет самого принципа. Принцип-то совершенно железный, и принцип работает, я становлюсь похожим на того на кого я медитирую. И поэтому методология «Шримад-Бхагаватам»: человек сможет вернуться к Богу, когда он станет таким же как Бог, когда его сердце преобразится. До тех пор пока он остаётся таким же как этот мир, он будет оставаться в этом мире. И для того чтобы сердце моё могло преобразилось я должен медитировать на Кришну. Кришна говорит ман-мана, суть «Бхагавад-гиты», ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру.., старайся сосредоточить свой ум на мне, и для этого весь «Шримад-Бхагаватам» написан, об этом весь «Шримад-Бхагаватам». Всё остальное побочный результат, отрешенность – побочный результат, замечательные качества, которые здесь описаны, способность быть таким же непреодолимым, как океан, или таким же неудержимым как огонь, или таким же хорошим лучником как Арджуна – это всё результат степени моей привязанности к Кришне.

И вначале, слушайте очень внимательно, потому что это самое главное из всего того что я хочу вам сказать, вначале, для того чтобы привязаться к Кришне нужно только одно качество это качество называется как? Вера.

Шрила Прабхупада объясняет этот момент. Есть замечательная лекция, где он смеётся над людьми, он говорит, «Глупцы говорят: покажите мне Бога. Покажите мне Бога. Подайте сюда Бога. Покажите где ваш Бог? И Шрила Прабхупада говорит, – да вообще никаких проблем, любому человеку можно показать Бога. Я, например, вижу Бога. Но эти глупцы, они хотят увидеть Бога не имея квалификации».

Мы начали с этого, с того что мы говорили о том, что есть какая-то квалификация, и Шрила Прабхупада смеётся, он приводит смешной пример, и он говорит: «Если у вас в машине что-то испортилось, она остановилась. И вы хотите понять что там такое. Вы открываете капот, смотрите и ничего там не видите, он говорит, вы не только Бога не видите, вы не можете увидеть чего у вас в вашей дурацкой колымаге испортилось. Для того чтобы понять в чем дело нужно чтобы посмотрел человек с квалификацией. Вы везёте её в автосервис, человек сразу видит, он смотрит и тюк, какой-нибудь там винтик упал, и он пух, и всё… Почему? Потому что у него квалификация есть. Шрила Прабхупада говорит, «если, чтобы понять, чтобы увидеть что с мотором не так нужна квалификация, то, ну наверное, чтобы увидеть Бога тоже нужно какой-то квалификацией обладать», он говорит, в чём эта квалификация?

Тат шраддадхана мунайо, у человека должна появиться привязанность. Шрадха значит привязанность, шрадха значит начало привязанности. Всё остальное будет потом, вначале у меня должна быть вера, и это начальная привязанность, которая приводит в конце концов ко всему остальному. У нас другое понимание веры. Наша вера не в том, чтобы просто верить во что-то непонято во что, а в том, чтобы благодаря вере, суметь погрузить свой ум в рассказы о Кришне, понять что это то, что может меня реально спасти. И Шрила Прабхупада дальше говорит, что человек должен быть привязан к Богу, в этом квалификация, единственная квалификация только в этом. Почему один человек будет слушать «Шримад-Бхагаватам» и будет ловить его всеми фибрами своей души пытаться впитать, а другой человек будет…, и при этом одно полушарие будет думать об одном, дай Бог что если другое полушарие будет думать о том что он слышит, на самом деле оба полушария будут там где им не надо, почему? Потому что веры нет. И именно поэтому Первая Песня об этом. Разумеется, уттама-адхикари они сразу увидели Бога, потому что у них была же своя квалификация, или привязанность к Кришне.