Женщины в системе Варнашрамы.

Женщины в системе Варнашрамы.

Аватар пользователя admin
24 мая 2014, сб -- admin

 

В мире наблюдается тенденция так называемой «глобальной урбанистической

волны», которая, прокатываясь по всем «развивающимся» странам, характеризируется

изменением из аграрного образа жизни в городской. Количество глобального

урбанистического населения земли по подсчетам американских исследователей к 2050 году может составить 70 %.

 

В современном обществе вопрос о традиционных и нетрадиционных занятиях для

мужчин и женщин уже не стоит так остро как раньше, поскольку всемирная «урбанизация» все больше и больше способствует взаимному обмену ролями между женщинами и мужчинами. Существующая константа сегодня становится мифом: мужчина/отец – кормилец в семье, его место – в трудовом коллективе и только он в семье по-настоящему зарабатывает деньги. Но фактически ситуация другая: женщины/матери, работая полный рабочий день, все чаще отдают свою роль первых и основных воспитателей детей мужьям.

 

Такое умонастроение, при котором ставится под сомнение традиционное понимание варн

и системы варнашрамы, является приоритетным для большинства людей, но это не

означает, что преобладающие тенденции полезны для отдельных личностей, а тем

более общества в целом. Система варнашрамы в Ведической литературе описывается

как наиболее научная и практическая, а ее соблюдение – способствующим достижению

цели жизни каждого и, в конечном итоге, духовному освобождению в сознании Кришны.

Поэтому Ведические писания рассматривают современные тенденции как опасные, а не-

традиционные профессии мужчин и женщин – как причину социальных переворотов и

волнений в обществе, поскольку они провоцируют физические и эмоциональные аномалии, разрыв естественных взаимоотношений и в особенности разрушение семьи как основы для здорового, сбалансированного и развивающегося общества.

 

Первоочередной целью и стремлением в жизни цивилизованных людей должно быть

«построение и развитие культурного сознания», а не «экономическое развитие». В Ве-

дической культуре ответственность за брак и семью не только чрезвычайно рекомендуемы

для женщин, но и обязательны. Традиционные занятия для женщин – быть преданной

женой и любящей матерью, несмотря на всю кажущуюся «архаичность и старомодность»

такого постулата для многих нынешних обывателей.

 

Сексуальная жизнь также должна ограничиваться только браком – еще одна «старомод-

ная» концепция для многих «современных» людей. В «Бхагавад-гите» сказано: «Если

женщины не замужем, тогда численность варна-санкара (нежелательного потомства)

в обществе станет расти, и весь мир будет пребывать в хаосе».

 

Несмотря на то, что женщина естественным образом наследует качества своей варны по

рождению или в связи с замужеством, следует четко установить, что женщины не должны

формально обучаться занятиям, подходящим четырем варнам: брахманам, кшатриям, вай-

шьям и шудрам.

 

В дискуссии на тему образования в варнашраме между Шрилой Прабхупадой и его стар-

шими учениками на вопрос необходимости обучения женщин в институтах варнашрамы,

Шрила Прабхупада ответил отрицательно. Прабхупада сказал, что женщины должны

непосредственно обучаться кулинарному искусству, домоводству и т.п. Это не означает, что женщины не получают никакого образования. Их обучение, охватывающее широкое поле деятельности в рамках 64 видов творчества и ремесел, предназначено для помощи женщинам в выполнении их обязанностей жен, матерей и бабушек.

 

Ведическая культура в особенности подчеркивает важность поддержки семейной

традиции при помощи такой самскары (очистительного ритуала), как брак, который

является соединением мужчины и женщины с целью создания благочестивого потомства

– основы развития стабильного и здорового общества. К сожалению, в современном

обществе женщины все чаще вовлекаются в опасную, неестественную и греховную

деятельность, связанную с абортами и контрацептивами, названную привлекательным
именем «планирование семьи», в результате которой количество варна-санкара угро-

жающе растет.

 

Прабхупада говорит: «Когда есть нежелательные дети, тогда семейные традиции и

обязанности забываются. Сегодня никто не знает, что после смерти продолжается жизнь, связанная с семьей, предками и потомками. У семейных женщин очень много обязанностей, среди которых – быть женой. Если жена целомудренна, она может помочь мужу в до стижении четырех принципов жизни: дхарма, артха, кама и мокша («Шримад-Бхагаватам» 4.8.41, «Чайтанья-Чаритамрита» Ади, 1.90). Если в нашем обществе мы сможем воспитать хорошую жену, то она сможет стать для своего мужа источником дхарма-артха-кама-мокша дхара сампра. Но если такая женщина оскверняется, то становится источником варна-санкары, нежелательного потомства».

 

В соответствии с Ведической культурой, женщина получает варну в соответствии с замужеством, помогая мужу должным образом выполнять его обязанности согласно

его варне, а вовсе не в результате непосредственного выполнения обязанностей, пред-

назначенных той или иной варне. Конечно, некоторые женщины-преданные могут быть

исключением, например, в целях проповеди им могут позволить выполнять некоторые

обязанности брахмана или даже кшатрия. Но такие исключения не должны пропагандиро-

ваться в ИСККОН, не говоря уже об обществе в целом.

 

Поэтому Шрила Прабхупада дал нам наставление, как исправить нынешнее сбившееся

с пути общество, и мы должны непреклонно следовать ему: необходимо искренне при-

нять принципы движения сознания Кришны и постараться создать тип общества,

рекомендованный в «Бхагават-гите» (4.13) – чатур-варнйам майа сриштам гуна-

карма-вибхагашах, – разделив общество на четыре сословия.

 

ЕС Бхакти Рагхава Свами,

глава Министерства развития варнашрамы ИСККОН

Перевод Катерины Хусановой